Это очень круто, правда.
Но, конечно же, есть два момента:
1) 12-тоновый строй - не совсем 12-тоновый, он, скорее, 12-полутоновый (то есть, выходит, 6-тоновый), ну, и с остальными по аналогии так же;
2) Не очень понимаю, почему 24-тоновый (24-полутоновый?) звучит не так, как 12-тоновый (12-полутоновый?), ведь даже по законам физики при равномерной темперации при таком строе при сохранении устоев образовываются кратные частоты. #microtonal #xenharmonics #piano #kontakt5
Некоторые, безусловно, знают, что 12 тонов в октаве - это не предел. Нет законодательного или логического запрета на то, какие интервалы использовать при построении звукоряда - они могут быть больше или меньше малой секунды, т.е. того интервала, который является наименьшим для классического и наиболее используемого строя.
Увеличение количества тонов в октаве при сохранении так называемой равномерной темперации - т.е. сохранении одинакового расстояния между соседними тонами - приводит к очень интересным эффектам. Звуковое пространство становится нестабильным, тяготения между звуками сомнительными и неочевидными, окраска звука с помощью интервалов и аккордов становится более "блеклой", не столь очевидно выраженной, но и одновременно более тонкой. Иногда кажется, что некоторые строи - нечто вроде безжизненного пространства, музыкального мира с измененными фундаментальными константами , в котором мало возможностей для возникновения жизни, т.е. сложных и динамичных форм связи вроде мелодии.
Я решил предложить вам послушать, как будут звучать импровизации на фортепиано в нескольких произвольных строях с количеством тонов в октаве большим или равным двенадцати, благо сэмплер Kontakt и скрипты к нему позволяют делать подобные записи. Кажется, наиболее интересно послушать последовательно; сравните окраску и ощущения от разных строев.
Иллюстрация: Рене Магритт. La voix des airs , 1931 г.